Кодекс этики и служебного поведения

УТВЕРЖДЕН
приказом министерства
социальной защиты
Сахалинской области
от 17 марта 2014 года № 27-н

КОДЕКС

этики и служебного поведения государственных гражданских служащих, работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Сахалинской области, министерства социальной защиты Сахалинской области
и работников учреждений социального обслуживания
и социальной поддержки Сахалинской области

  I. Общие положения

 1. Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих, работников замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Сахалинской области министерства социальной защиты Сахалинской области и работников учреждений социального обслуживания и социальной поддержки Сахалинской области  (далее – Кодекс) разработан в соответствии с положениями Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 19-10 от 26 марта 2002 г.), Международной декларации этических принципов социальной работы (принята Международной федерацией социальных работников 8 июля 1994 г.), Международными этическими стандартами социальной работы (приняты Международной федерацией социальных работников 8 июля 1994 г.), Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Национальными стандартами Российской Федерации о социальном обслуживании населения и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, рекомендациями Международной федерации социальных работников, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным гражданским служащим (далее – гражданский служащий), работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Сахалинской области (далее – иные работники) министерства социальной защиты Сахалинской области и работникам учреждений социального обслуживания и социальной поддержки Сахалинской области (далее – подведомственные учреждения).

3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную гражданскую службу (работу) в министерство социальной защиты Сахалинской области или в подведомственное учреждение, обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной (трудовой) деятельности.

4. Каждый гражданский служащий (иной работник) министерства социальной защиты Сахалинской области или работник подведомственного учреждения должен следовать положениям Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от гражданского служащего (иного работника) министерства социальной защиты Сахалинской области или работника подведомственного учреждения поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения гражданских служащих (иных работников) министерства социальной защиты Сахалинской области и работников подведомственных учреждений для повышения эффективности выполнения ими своей профессиональной деятельности, обеспечение единых норм поведения гражданских служащих (иных работников) министерства социальной защиты Сахалинской области и работников подведомственных учреждений, а также содействие укреплению авторитета гражданского служащего (иного работника) министерства социальной защиты Сахалинской области и работника подведомственного учреждения, повышению доверия граждан к министерству социальной защиты Сахалинской области и подведомственным учреждениям.

6. Кодекс:

а) служит основой для формирования должной морали в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, уважительного отношения к министерству социальной защиты Сахалинской области и подведомственным учреждениям в общественном сознании;

б) выступает инструментом регулирования и формирования общественного сознания и нравственности министерства социальной защиты Сахалинской области и подведомственных учреждений.

7. Знание и соблюдение гражданским служащим (иным работником) министерства социальной защиты Сахалинской области и работником подведомственных учреждений положений Кодекса является одним из приоритетных критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

 II. Основные принципы и правила служебного поведения,
которыми надлежит руководствоваться гражданским служащим (иным
работникам) министерства социальной защиты Сахалинской области и
работникам подведомственных учреждений

8. Основные принципы служебного поведения гражданских служащих (иных работников) министерства социальной защиты Сахалинской области и работников подведомственных учреждений являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с осуществлением ими профессиональных должностных обязанностей в социальной сфере.

9. Гражданские служащие (иные работники) министерства социальной защиты Сахалинской области и работники подведомственных учреждений, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы по предоставлению населению мер социальной поддержки и оказанию социальных услуг;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности гражданского служащего (иного работника) министерства социальной защиты Сахалинской области и работника подведомственного учреждения;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий министерства социальной защиты Сахалинской области и подведомственных учреждений;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и учреждениям, противодействовать и не подчиняться не отвечающим интересам клиентов влиянию отдельных должностных лиц и административному давлению;

д) соблюдать социальную справедливость и равноправно распределять социальные ресурсы с целью расширения возможностей их предоставления нуждающимся в поддержке клиентам, в первую очередь несовершеннолетним, а также другим лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

е) обеспечивать безопасность оказываемых социальных услуг для жизни и здоровья клиентов;

ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной и профессиональной этики, правила делового поведения и общения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям граждан различных национальностей и народностей России, учитывать их культурные особенности, вероисповедание, способствовать сохранению самобытности;

м) защищать и поддерживать человеческое достоинство получателей услуг министерства социальной защиты Сахалинской области и клиентов подведомственных учреждений, учитывать их индивидуальность, интересы и социальные потребности на основе построения толерантных отношений с ними;

н) уважать права получателей услуг министерства социальной защиты Сахалинской области и клиентов подведомственных учреждений, гарантировать им непосредственное участие в процессе принятия решений на основе предоставления полной информации, касающейся конкретного получателя услуг (клиента) в конкретной ситуации;

о) соблюдать конфиденциальность информации о получателе услуг министерства социальной защиты Сахалинской области и клиенте подведомственных учреждений, касающейся условий его жизнедеятельности, личных качеств и проблем, принимать меры для обеспечения нераспространения полученных сведений доверительного характера;

п) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении должностных обязанностей гражданского служащего (иного работника) министерства социальной защиты Сахалинской области или работника подведомственных учреждений, а также не допускать конфликтных ситуаций, способных дискредитировать их деятельность;

р) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих при решении вопросов личного характера;

с) соблюдать установленные в министерстве социальной защиты Сахалинской области и подведомственных учреждениях правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

т) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе министерства социальной защиты Сахалинской области и подведомственных учреждениях, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

у) нести личную ответственность за результаты своей деятельности;

ф) стимулировать участие добровольцев, прежде всего из числа молодежи, в деятельности подведомственных учреждений по предоставлению клиентам необходимых социальных услуг.

10. Гражданские служащие (иные работники) министерства социальной защиты Сахалинской области и работники  подведомственных учреждений обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам социального обслуживания, нормативные правовые акты Сахалинской области, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, а также другие акты министерства социальной защиты Сахалинской области и подведомственных учреждений.

11. Гражданские служащие (иные работники) министерства социальной защиты Сахалинской области и работники  подведомственных учреждений несут ответственность перед получателями услуг министерства социальной защиты Сахалинской области и клиентами подведомственных учреждений и перед обществом за результаты своей деятельности.

12. Гражданские служащие (иные работники) министерства социальной защиты Сахалинской области и работники  подведомственных учреждений обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

13. Гражданские служащие (иные работники) министерства социальной защиты Сахалинской области и работники  подведомственных учреждений, осуществляющие взаимодействие с работниками других органов исполнительной власти Сахалинской области, должны быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в Сахалинской области благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

14. Гражданские служащие (иные работники) министерства социальной защиты Сахалинской области, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к работникам подведомственных учреждений, призваны:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию межведомственных конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения подчинённых работников к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

15. Гражданские служащие (иные работники) министерства социальной защиты Сахалинской области, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к работникам подведомственных учреждений, должны принимать меры к тому, чтобы своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

16. Гражданские служащие (иные работники) министерства социальной защиты Сахалинской области, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к работникам подведомственных учреждений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействия подчиненных работников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если они не приняли мер, чтобы не допустить таких действий или бездействий.

III. Этические правила служебного поведения гражданских
служащих (иных работников) министерства социальной защиты
Сахалинской области и работников подведомственных учреждений

17. В служебном поведении гражданскому служащему (иному работнику) министерства социальной защиты Сахалинской области необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

18. В служебном поведении гражданского служащего (иного работника) министерства социальной защиты Сахалинской области и работника  подведомственных учреждений недопустимы:

а) любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, пренебрежительный тон, заносчивость, предвзятые замечания, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угрозы, оскорбительные выражения или реплики, действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение;

г) курение в служебных помещениях, при посещении клиентов на дому, во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

19. Гражданские служащие (иные работники) министерства социальной защиты Сахалинской области и работники  подведомственных учреждений призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

20. Гражданские служащие (иные работники) министерства социальной защиты Сахалинской области и работники  подведомственных учреждений должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.

21. Внешний вид гражданского служащего (иного работника) министерства социальной защиты Сахалинской области и работников  подведомственных учреждений при исполнении должностных обязанностей в зависимости от условий работы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, учреждениям социального обслуживания, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

 IV. Ответственность за нарушение Кодекса

 22. Нарушение гражданским служащим (иным работником) министерства социальной защиты Сахалинской области положений Кодекса подлежит анализу и при подтверждении факта нарушения – моральному осуждению, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к гражданскому служащему (иному работнику) министерства социальной защиты Сахалинской области мер юридической ответственности.

23. Соблюдение гражданским служащим (иным работником) министерства социальной защиты Сахалинской области положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности.

24. Нарушение работником подведомственного учреждения  положений Кодекса подлежит осуждению на заседании общественного (попечительского) совета учреждения социального обслуживания (далее – Совет).

25. Совет во взаимодействии с администрацией подведомственного учреждения обсуждает факты несоблюдения требований к служебному поведению работника подведомственного учреждения, вносит предложения по защите прав и интересов клиентов социальных служб, а при необходимости о наложении на работника дисциплинарного взыскания. Решения Совета учитываются при проведении аттестации, продвижении по службе и поощрениях соответствующего работника.